БОГАТАЯ ЭКОНОМИЯ

21.03.2016 р.

Наші новини

Нынешняя цена на бензин не только больно бьет по карману автолюбителей - она грозит наступить на горло многим отечественным бизнесам. Но пересаживаться на электромобили власти украинцам не помогут - слишком многих чиновников в кресла привела как раз близость к топливным схемам.
Пока энтузиасты требуют, чтобы электромобилям открыли льготный доступ в страну, в ответ звучат нелепейшие доводы. Так, начальник управления стратегического планирования и развития энергетических рынков НКРЭ Валерий Цаплин умудрился даже как-то заявить, что развитие частного электромобильного транспорта может вызвать нехватку электроэнергии. Нефти же, согласно такой логике, у нас избыток, а троллейбусы - злейшие враги энергосистемы...
Вместе с тем интерес (чаще всего неудовлетворенный) к современным электромобилям в Украине огромен. Эксплуатируя эту неизбывную и нарастающую тоску в первую очередь по дешевому топливу, некоторые сети заправок и рестораны показательно и интенсивно обзаводятся зарядками, причем предлагают их пока еще единичным клиентам на электрокарах бесплатно.
И нет, наверное, более легендарного и имиджевого авто (причем даже среди машин с двигателями внутреннего сгорания), чем отхвативший кучу призов и наград электромобиль от Tesla Motors - самый безопасный (национальная администрация безопасности дорожного движения США, например, признала, что Model S показала лучший результат за все время проведения краш-тестов), самый динамичный (та же "бытовая" Model S разгоняется до 100 км/ч за 3,2 секунды - что недоступно многим спорткарам) и т. д.
Успехи Tesla вызывают настоящую истерику автодилеров в Штатах - там то и дело пытаются заставить власти закрыть реализацию электромобилей, упрекая компанию то в слишком высоких продажах, то в нежелании продавать через посредников (и то и другое лишает-де традиционные автосалоны прибыли).
Доход Tesla Motors с 2012 г. вырос более чем на 700%, авто же продаются исключительно по предзаказам - сборочные производства не успевают наращивать мощности. На пороге 2015 г. у компании был портфель заказов на 10 тыс. Model S и 20 тыс. Model X.
В Tesla влюбляются еще и из-за нетрадиционного маркетинга и поведения на рынке - компания покрывает США и Европу сетью бесплатных электрозаправок (делая это стандартом в данном бизнесе), отдает в публичный доступ свои многочисленные патенты, вкладывает гигантские средства в инновационные исследования и технологии (например, обещает вскоре запустить производство уникальных аккумуляторов для дома, которые составят конкуренцию бензиновым генераторам).
В нашей стране, по приблизительным подсчетам, пока ездит всего около двух десятков машин от Tesla - но при этом существует Tesla Motors Club Украина. Клуб не является аффилированным представительством компании Tesla Motors, однако предлагает помощь в приобретении электромобилей.
Основатель и глава Tesla Motors Club Украина Назар ШИМОНЕ-ДАВИДА рассказал "2000", как сравнивать киловатт-часы и литры.
Ешь, не спеши
- Назар, не является ли Tesla Motors Club Украина эдаким "черным дилером" автомобилей Tesla в нашей стране - в обход основного правила самой компании не вести продажи через посредников?
- Напротив, мы сами всем рассказываем о четкой позиции Tesla Motors - эта компания продает автомобили, не пользуясь дилерскими сетями. Так что мы тоже не дилеры. Мы лишь консультируем и помогаем людям, которые желали бы приобрести машину Tesla.
Каждый человек сам может заказать себе автомобиль непосредственно у производителя, через интернет. Но официальных представительств в Украине у компании пока нет - так что вам нужно будет привезти сюда машину из Нидерландов, растаможить ее, поставить на учет... Это не для всех приятная волокита, и мы можем помочь. Заработка в такой деятельности почти нет, просто покрытие услуг.
- Тем не менее на вашем сайте размер комиссионных за такого рода помощь не указан.
- Размер определяется индивидуально, исходя из пакета услуг, которые мы предоставляем.
- На кого оформляется покупка автомобиля в европейском представительстве Tesla Motors - на конечного потребителя, или вы предлагаете схему с последующей перепродажей авто в Украине?
- Мы оформляем форму доверенности на покупку автомобиля. Но машина сразу же регистрируется и растаможивается на украинского покупателя, никакой перепродажи.
- Работает ли эта бизнес-модель? Много ли у вас клиентов? Во сколько им обходится конечный продукт?
- Это, конечно, не массовая услуга, но интерес есть. Например, примерно в течение месяца в страну придет пять автомобилей, которые заказывали через нас.
Конечная цена в Украине (в зависимости от комплектации) - от 90 до 160 тыс. евро.
- Кроме консультативных услуг по приобретению автомобилей, вы ведь ведете и деятельность по продаже зарядок для бизнеса. Сеть автозаправок OKKO недавно открыла на тридцати четырех АЗС пункты бесплатной зарядки электрокаров. В какой роли Tesla Club Ukraine участвовал в этом проекте?
- Мы являемся представителями австрийской компании KEBA, которая предлагает зарядные устройства для электромобилей, и сотрудничаем с украинской компанией E-line, наладившей подобное производство. Соответственно мы поставляем и устанавливаем такие зарядные устройства.
OKKO у нас закупили зарядные устройства, мы их и установили.
- При ничтожном количестве электромобилей в Украине - электрозаправочная станция для бизнеса - это имиджевый проект? Сколько стоит такая зарядка?
- Возьмите предложение потребителю хорошей сети Wi-Fi в кафе - можно ли просчитать бизнес-эффективность такого шага? Наверное, сделать это будет трудно.
Но бесплатные электрозаправки вряд ли можно считать "социальным" проектом, не приносящим прибыли. Человек едет, скажем, из Киева в Одессу и на время зарядки он вынужден будет чем-то заняться - например, пообедать в ресторане, при котором ему предлагают столь заманчивую услугу.
Австрийские бюджетные зарядки, которые мы предлагаем, стоят около 1200 евро. Украинский аналог из Днепропетровска - около 1 тыс. евро.
- Tesla Motors объявила, что вскоре будет предлагать на своих станциях потребителям, кроме быстрой зарядки, еще и сверхбыструю смену аккумулятора. Потенциальный интерес к такому сервису в Украине есть?
- Даже в США быстрая замена аккумулятора вместо стандартной подзарядки еще не внедрена и вряд ли станет очень уж популярной услугой. Если у потребителя будет выбор - после 400 км зарядиться за полчаса бесплатно, или за 80 долларов поменять аккумулятор на заряженный за 2 минуты - понятно, что большинство предпочтет подождать, выпив за это время кофе, перекусив и освежившись.
Я не вижу за этой схемой большого будущего. Это, конечно, хорошая демонстрация технологических возможностей, но учитывая большую стоимость станций по автоматической замене аккумуляторов, вряд ли они в обозримом будущем появятся в Украине.
- Как обстоит дело с гарантийными обязательствами на автомобили, эксплуатирующиеся в нашей стране? Без официальной их продажи сюда гарантия Tesla на них не распространяется?
- Не совсем так. Если вы покупаете новый европейский автомобиль, он получает стандартную европейскую гарантию (4 года на авто и 8 лет на аккумулятор и двигатель, без ограничения пробега). Проблема лишь в том, что ближайший сервисный центр сейчас находится в Вене.
Впрочем, туда из Львова всего 800 км, меньше, чем до Харькова, а обязательного авторизованного ТО для сохранения гарантии не требуется.
Проблема для потребителей может быть в другом - покупка американских Tesla на вторичном рынке. У таких машин нет европейской гарантии. Кроме того, американские машины рассчитаны на другой стандарт энергопитания, и заряжаться на европейских зарядках они хотя и могут, но очень медленно.
Трехлетнее такси
- Как Tesla ведет себя на наших дорогах?
- Что касается ходовой, то она такая же, как у обычных качественных автомобилей. Не все ведь ездят на внедорожниках - у нас вполне успешно эксплуатируются авто E-класса, S-класса.
- Наверняка все вас спрашивают, собирается ли отечественное законодательство делать налоговые послабления для ввоза в страну электромобилей? Вы следите за усилиями законодателей в этой сфере?
- В Раде есть достаточно законопроектов на эту тему. Одни предлагают отменить НДС для электрокаров, другие - и НДС, и акциз... Мы, конечно, это поддерживаем.
Ведь даже в нынешних условиях ввозить электромобили выгоднее, чем обычные авто. В частности, акциз для электромобилей фиксированный - 109 евро, и он не зависит от мощности двигателя. Для двигателей же внутреннего сгорания может набежать заметно большая цифра.
Остается еще таможенная пошлина, которая, увы, выросла с 10 до 15%, и НДС - 20%.
НДС, кстати, приходится платить и в странах Европы - так что стоимость Tesla в Украине не на 40% больше, как думают многие.
Но почему мы предлагаем ввести налоговые преференции для электромобилей? Такая машина обходится примерно на 30% дороже традиционного авто аналогичного класса. Убрав НДС, разницу можно свести к минимуму - и тем самым резко увеличить потребительский спрос.
- Неизбежный и важнейший вопрос: во сколько сегодня обходится 100 км на Tesla с учетом амортизации?
- Амортизацию посчитать крайне сложно, хотя мы прикидывали, что в режиме такси Tesla окупается за 3 года.
Что же касается стоимости электроэнергии, то если заряжать машину от домашней сети, при нынешнем бытовом тарифе 100 км обойдутся в 8 грн. По коммерческому тарифу - 20 грн.
- Назар, вы сами часто водите Tesla?
- Да, конечно.
- Могли бы вы сказать о ставшем неожиданным для вас недостатке машины - многочисленные и исключительно восторженные отзывы об авто несколько настораживают.
- Многие сравнивают Tesla с Mercedes S-класса. Но по качеству отделки салона Tesla несколько уступает. Впрочем, нужно понимать, что Tesla - очень молодая компания, и производители это обязательно исправят.
- Когда, по-вашему, Tesla Motors официально зайдет в Украину? Многие потребители просто не готовы ради ТО ехать в Европу, использовать для покупки посредников вроде вас и терпеть прочие неудобства.
- Компания в планах на 2015-й собиралась покрыть официальными зарядными станциями Восточную Европу (Польша, Словакия и т. д.), а в 2016 г. (согласно плану на официальном сайте) должны появиться первые такие же станции и в Украине. Зарядка ведь не может стоять в стране, где нет представительства. Следовательно, можно предположить, что Tesla уже в 2016 г. официально зайдет в Украину.
- Звучит очень оптимистично. Скептики же предупреждают, что наш объем рынка может отпугнуть компанию от затрат на разворачивание полноценного сервиса.
- Я, напротив, считаю, что наш объем рынка будет весьма значительным - уж точно больше, чем в Словакии, Чехии и Польше вместе взятых.
У нас совсем другое отношение к дорогим автомобилям - их покупают чаще, к ним большой интерес. Ни о чем в Украине так много не говорят, как о престижных авто. А интерес к Tesla велик.
- Повлияла ли резкая девальвация национальной валюты на интерес к электромобилям?
- Я этого не заметил. Принято считать, что, покупая дорогой автомобиль, потребитель не мелочится, учитывая стоимость топлива. Для тех, кто заказывает Tesla, это не так - люди умеют считать и понимают, куда потратить 10 тыс. долл. в год, сэкономленных на бензине.
Справка "2000"
Tesla Club Ukraine
Завантажуй додаток
TO-U для легкого пошуку
та використання
зарядних станцій

Усі бренди електромобілів під замовлення

Зарядні пристрої для
електромобілів усіх
брендів

Chargers Детальніше

Теги

Кращі концепти плани виробництва нові моделі оновлення моделей рекорди електромобілів події Виробництво і розробки Спорт майбутні моделі Це цікаво інвестиції оновлення моделей Кращі концепти плани виробництва нові моделі оновлення моделей