Нынешняя цена на бензин не только больно бьет по карману автолюбителей - она грозит наступить на горло многим отечественным бизнесам. Но пересаживаться на электромобили власти украинцам не помогут - слишком многих чиновников в кресла привела как раз близость к топливным схемам.
Пока энтузиасты требуют, чтобы электромобилям открыли льготный доступ в страну, в ответ звучат нелепейшие доводы. Так, начальник управления стратегического планирования и развития энергетических рынков НКРЭ Валерий Цаплин умудрился даже как-то заявить, что развитие частного электромобильного транспорта может вызвать нехватку электроэнергии. Нефти же, согласно такой логике, у нас избыток, а троллейбусы - злейшие враги энергосистемы...
Вместе с тем интерес (чаще всего неудовлетворенный) к современным электромобилям в Украине огромен. Эксплуатируя эту неизбывную и нарастающую тоску в первую очередь по дешевому топливу, некоторые сети заправок и рестораны показательно и интенсивно обзаводятся зарядками, причем предлагают их пока еще единичным клиентам на электрокарах бесплатно.
И нет, наверное, более легендарного и имиджевого авто (причем даже среди машин с двигателями внутреннего сгорания), чем отхвативший кучу призов и наград электромобиль от Tesla Motors - самый безопасный (национальная администрация безопасности дорожного движения США, например, признала, что Model S показала лучший результат за все время проведения краш-тестов), самый динамичный (та же "бытовая" Model S разгоняется до 100 км/ч за 3,2 секунды - что недоступно многим спорткарам) и т. д.
Успехи Tesla вызывают настоящую истерику автодилеров в Штатах - там то и дело пытаются заставить власти закрыть реализацию электромобилей, упрекая компанию то в слишком высоких продажах, то в нежелании продавать через посредников (и то и другое лишает-де традиционные автосалоны прибыли).
Доход Tesla Motors с 2012 г. вырос более чем на 700%, авто же продаются исключительно по предзаказам - сборочные производства не успевают наращивать мощности. На пороге 2015 г. у компании был портфель заказов на 10 тыс. Model S и 20 тыс. Model X.
В Tesla влюбляются еще и из-за нетрадиционного маркетинга и поведения на рынке - компания покрывает США и Европу сетью бесплатных электрозаправок (делая это стандартом в данном бизнесе), отдает в публичный доступ свои многочисленные патенты, вкладывает гигантские средства в инновационные исследования и технологии (например, обещает вскоре запустить производство уникальных аккумуляторов для дома, которые составят конкуренцию бензиновым генераторам).
В нашей стране, по приблизительным подсчетам, пока ездит всего около двух десятков машин от Tesla - но при этом существует Tesla Motors Club Украина. Клуб не является аффилированным представительством компании Tesla Motors, однако предлагает помощь в приобретении электромобилей.
Основатель и глава Tesla Motors Club Украина Назар ШИМОНЕ-ДАВИДА рассказал "2000", как сравнивать киловатт-часы и литры.
Ешь, не спеши
- Назар, не является ли Tesla Motors Club Украина эдаким "черным дилером" автомобилей Tesla в нашей стране - в обход основного правила самой компании не вести продажи через посредников?
- Напротив, мы сами всем рассказываем о четкой позиции Tesla Motors - эта компания продает автомобили, не пользуясь дилерскими сетями. Так что мы тоже не дилеры. Мы лишь консультируем и помогаем людям, которые желали бы приобрести машину Tesla.
Каждый человек сам может заказать себе автомобиль непосредственно у производителя, через интернет. Но официальных представительств в Украине у компании пока нет - так что вам нужно будет привезти сюда машину из Нидерландов, растаможить ее, поставить на учет... Это не для всех приятная волокита, и мы можем помочь. Заработка в такой деятельности почти нет, просто покрытие услуг.
- Тем не менее на вашем сайте размер комиссионных за такого рода помощь не указан.
- Размер определяется индивидуально, исходя из пакета услуг, которые мы предоставляем.
- На кого оформляется покупка автомобиля в европейском представительстве Tesla Motors - на конечного потребителя, или вы предлагаете схему с последующей перепродажей авто в Украине?
- Мы оформляем форму доверенности на покупку автомобиля. Но машина сразу же регистрируется и растаможивается на украинского покупателя, никакой перепродажи.
- Работает ли эта бизнес-модель? Много ли у вас клиентов? Во сколько им обходится конечный продукт?
- Это, конечно, не массовая услуга, но интерес есть. Например, примерно в течение месяца в страну придет пять автомобилей, которые заказывали через нас.
Конечная цена в Украине (в зависимости от комплектации) - от 90 до 160 тыс. евро.
- Кроме консультативных услуг по приобретению автомобилей, вы ведь ведете и деятельность по продаже зарядок для бизнеса. Сеть автозаправок OKKO недавно открыла на тридцати четырех АЗС пункты бесплатной зарядки электрокаров. В какой роли Tesla Club Ukraine участвовал в этом проекте?
- Мы являемся представителями австрийской компании KEBA, которая предлагает зарядные устройства для электромобилей, и сотрудничаем с украинской компанией E-line, наладившей подобное производство. Соответственно мы поставляем и устанавливаем такие зарядные устройства.
OKKO у нас закупили зарядные устройства, мы их и установили.
- При ничтожном количестве электромобилей в Украине - электрозаправочная станция для бизнеса - это имиджевый проект? Сколько стоит такая зарядка?
- Возьмите предложение потребителю хорошей сети Wi-Fi в кафе - можно ли просчитать бизнес-эффективность такого шага? Наверное, сделать это будет трудно.
Но бесплатные электрозаправки вряд ли можно считать "социальным" проектом, не приносящим прибыли. Человек едет, скажем, из Киева в Одессу и на время зарядки он вынужден будет чем-то заняться - например, пообедать в ресторане, при котором ему предлагают столь заманчивую услугу.
Австрийские бюджетные зарядки, которые мы предлагаем, стоят около 1200 евро. Украинский аналог из Днепропетровска - около 1 тыс. евро.
- Tesla Motors объявила, что вскоре будет предлагать на своих станциях потребителям, кроме быстрой зарядки, еще и сверхбыструю смену аккумулятора. Потенциальный интерес к такому сервису в Украине есть?
- Даже в США быстрая замена аккумулятора вместо стандартной подзарядки еще не внедрена и вряд ли станет очень уж популярной услугой. Если у потребителя будет выбор - после 400 км зарядиться за полчаса бесплатно, или за 80 долларов поменять аккумулятор на заряженный за 2 минуты - понятно, что большинство предпочтет подождать, выпив за это время кофе, перекусив и освежившись.
Я не вижу за этой схемой большого будущего. Это, конечно, хорошая демонстрация технологических возможностей, но учитывая большую стоимость станций по автоматической замене аккумуляторов, вряд ли они в обозримом будущем появятся в Украине.
- Как обстоит дело с гарантийными обязательствами на автомобили, эксплуатирующиеся в нашей стране? Без официальной их продажи сюда гарантия Tesla на них не распространяется?
- Не совсем так. Если вы покупаете новый европейский автомобиль, он получает стандартную европейскую гарантию (4 года на авто и 8 лет на аккумулятор и двигатель, без ограничения пробега). Проблема лишь в том, что ближайший сервисный центр сейчас находится в Вене.
Впрочем, туда из Львова всего 800 км, меньше, чем до Харькова, а обязательного авторизованного ТО для сохранения гарантии не требуется.
Проблема для потребителей может быть в другом - покупка американских Tesla на вторичном рынке. У таких машин нет европейской гарантии. Кроме того, американские машины рассчитаны на другой стандарт энергопитания, и заряжаться на европейских зарядках они хотя и могут, но очень медленно.
Трехлетнее такси
- Как Tesla ведет себя на наших дорогах?
- Что касается ходовой, то она такая же, как у обычных качественных автомобилей. Не все ведь ездят на внедорожниках - у нас вполне успешно эксплуатируются авто E-класса, S-класса.
- Наверняка все вас спрашивают, собирается ли отечественное законодательство делать налоговые послабления для ввоза в страну электромобилей? Вы следите за усилиями законодателей в этой сфере?
- В Раде есть достаточно законопроектов на эту тему. Одни предлагают отменить НДС для электрокаров, другие - и НДС, и акциз... Мы, конечно, это поддерживаем.
Ведь даже в нынешних условиях ввозить электромобили выгоднее, чем обычные авто. В частности, акциз для электромобилей фиксированный - 109 евро, и он не зависит от мощности двигателя. Для двигателей же внутреннего сгорания может набежать заметно большая цифра.
Остается еще таможенная пошлина, которая, увы, выросла с 10 до 15%, и НДС - 20%.
НДС, кстати, приходится платить и в странах Европы - так что стоимость Tesla в Украине не на 40% больше, как думают многие.
Но почему мы предлагаем ввести налоговые преференции для электромобилей? Такая машина обходится примерно на 30% дороже традиционного авто аналогичного класса. Убрав НДС, разницу можно свести к минимуму - и тем самым резко увеличить потребительский спрос.
- Неизбежный и важнейший вопрос: во сколько сегодня обходится 100 км на Tesla с учетом амортизации?
- Амортизацию посчитать крайне сложно, хотя мы прикидывали, что в режиме такси Tesla окупается за 3 года.
Что же касается стоимости электроэнергии, то если заряжать машину от домашней сети, при нынешнем бытовом тарифе 100 км обойдутся в 8 грн. По коммерческому тарифу - 20 грн.
- Назар, вы сами часто водите Tesla?
- Да, конечно.
- Могли бы вы сказать о ставшем неожиданным для вас недостатке машины - многочисленные и исключительно восторженные отзывы об авто несколько настораживают.
- Многие сравнивают Tesla с Mercedes S-класса. Но по качеству отделки салона Tesla несколько уступает. Впрочем, нужно понимать, что Tesla - очень молодая компания, и производители это обязательно исправят.
- Когда, по-вашему, Tesla Motors официально зайдет в Украину? Многие потребители просто не готовы ради ТО ехать в Европу, использовать для покупки посредников вроде вас и терпеть прочие неудобства.
- Компания в планах на 2015-й собиралась покрыть официальными зарядными станциями Восточную Европу (Польша, Словакия и т. д.), а в 2016 г. (согласно плану на официальном сайте) должны появиться первые такие же станции и в Украине. Зарядка ведь не может стоять в стране, где нет представительства. Следовательно, можно предположить, что Tesla уже в 2016 г. официально зайдет в Украину.
- Звучит очень оптимистично. Скептики же предупреждают, что наш объем рынка может отпугнуть компанию от затрат на разворачивание полноценного сервиса.
- Я, напротив, считаю, что наш объем рынка будет весьма значительным - уж точно больше, чем в Словакии, Чехии и Польше вместе взятых.
У нас совсем другое отношение к дорогим автомобилям - их покупают чаще, к ним большой интерес. Ни о чем в Украине так много не говорят, как о престижных авто. А интерес к Tesla велик.
- Повлияла ли резкая девальвация национальной валюты на интерес к электромобилям?
- Я этого не заметил. Принято считать, что, покупая дорогой автомобиль, потребитель не мелочится, учитывая стоимость топлива. Для тех, кто заказывает Tesla, это не так - люди умеют считать и понимают, куда потратить 10 тыс. долл. в год, сэкономленных на бензине.
Справка "2000"
Tesla Motors Club Украина, email: mail@teslamotors.lviv.ua, www.teslamotors.lviv.ua, facebook.com/teslamotors.lviv.ua